Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Организациям

ЦОРК «НИИМЭ» приступил к апробации образовательной программы для специалистов в электронике

15.03.2022 00:00:00

Количество просмотров: 850


Первые слушатели готовятся присоединиться к обучению по программе повышения квалификации «Производство изделий наноэлектроники на основе применения новейших материалов и высокотехнологичного оборудования». Программу разработали ведущие специалисты АО «НИИМЭ» и АО «Микрон». 30 сотрудников предприятий микро- и наноэлектроники пройдут обучение и повысят квалификацию в выбранной сфере. Часть лекционного материала программы представлена в дистанционном формате с применением инструментов EdTech. Слушатели отработают профессиональные навыки в ходе лабораторных и самостоятельных работ на производственном участке компании – технологического партнера.

Проект выполняется по заказу высокотехнологичных предприятий микро- и наноэлектроники и при поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ (группа «РОСНАНО»). В перспективе программа будет использоваться для повышения квалификации инженеров-технологов высокотехнологичных секторов экономики и в составе образовательных программ профильных вузов страны.

Один из модулей программы посвящен жидкостной химической обработке поверхности пластин. После освоения программы модуля слушатели научатся разрабатывать и корректировать технологические процессы для производства наноразмерных интегральных схем с учетом особенностей применяемых материалов и сред, формулировать требования к технологическим процессам, а также подбирать материалы и необходимое технологическое оборудование для решения производственных задач.

Разработчики модуля «Процессы жидкостной химической обработки кремниевых пластин в технологии производства интегральных схем с субмикронными проектными нормами на пластинах диаметром 200 мм» использовали опыт и знания, полученные на тренингах в зарубежных компаниях при трансфере технологий и при постановке и поддержании процессов жидкостной химической обработки в действующем производстве. Руководителем и техническим экспертом модуля является И. В. Кирюшина, начальник лаборатории АО «НИИМЭ», кандидат технических наук, автор более 20 научных публикаций в российских и зарубежных изданиях.

Ирина Васильевна рассказала о содержании модуля по процессам жидкостной химической обработки и возможностях, которые заложены в образовательной программе в целом.

 - Расскажите о вашем профессиональном опыте? Как он помог в подготовке программы?

Мой профессиональный опыт работы в микроэлектронике связан в основном с процессами жидкостной химической обработки пластин при производстве интегральных схем.

В рамках трансфера технологии наша команда проходила тренинги в компании технологического партнёра – STMicroelectronics. При формировании модуля использовались как знания, полученные при обучении за рубежом, так и опыт работы при постановке и поддержании процессов жидкостной химической обработки при производстве изделий с субмикронными проектными нормами.

- В чем главная сложность изучения технологического процесса химической обработки?

Процессы жидкостной химической обработки - самые многочисленные и разнообразные среди всех технологических процессов, использующихся в технологии производства интегральных схем. При подготовке поверхности для других процессов, необходимо учитывать состояние пластин после предыдущих операций и выбирать такую стратегию обработки, которая позволит сделать поверхность пригодной для последующих операций. Это говорит о том, что при изучении технологического процесса химической обработки важно понимать особенности проведения смежных технологических процессов.

- Как вы оцениваете качество подготовки молодых специалистов-химиков, которые приходят работать технологами на производство? Каких знаний или умений им не хватает?

Иногда допускается такая ошибка, что процессами жидкостной химической обработки занимаются инженеры-химики. На самом деле выпускники химических факультетов вузов имеют совершенно другое направление подготовки, поскольку эти специалисты готовятся для работы в аналитических лабораториях. Инженеры-технологи, которые работают на производстве, окончили профильные вузы, специализирующиеся на подготовке кадров в области микро- и наноэлектроники. Это связано с тем, что специалисты по направлению жидкостной химической обработки должны знать то же, что и их коллеги с других производственных участков.

На мой взгляд, качество подготовки современных инженеров-технологов для микро- и наноэлектроники сильно проигрывает качеству подготовки инженеров-технологов, осуществляемой, например, в 80-х годах прошлого века. Если раньше молодые специалисты приходили с передовыми знаниями своего времени и при разработке новых процессов активно ими пользовались, то сейчас выпускники плохо знакомы с современными разработками и оперируют информацией из учебников всё тех же 80-х, а то и 60-х годов прошлого века.

Молодым специалистам не хватает актуальных знаний по процессам, которые используются на ведущих фирмах-производителях интегральных схем, а также умений работать на современных установках. Не каждый вуз может себе позволить создать хотя бы небольшую лабораторию, оснащенную оборудованием для формирования какого-то определённого узла маршрута. В такой лаборатории можно было бы отрабатывать основные навыки для работы инженеров-технологов : статистический контроль процессов, аттестация оборудования, получение логистических навыков работы с партиями пластин и т.п.

Удивительное дело, но в современном мире на работу в области микроэлектроники приходят люди, не владеющие английским языком, который преподаётся в вузах. А ведь на нем издается основная часть технической литературы. Я вижу, что молодые специалисты не только не приучены читать специализированную литературу, но зачастую даже не понимают, зачем это делать.

- В производстве полупроводниковых изделий появляются новые технологических решения. Как вы думаете, сохранит ли программа актуальность через несколько лет?

Я думаю, что актуальность программы сохранится долгое время, поскольку новые технологические решения, как правило, касаются частных моментов, а базовые принципы меняются редко.



Учебный центр НИИМЭ является комплексной образовательной структурой Группы Компаний НИИМЭ, в которую входит Некоммерческое образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр оценки и развития квалификаций НИИМЭ» (ЦОРК НИИМЭ).

С 2017 года ЦОРК НИИМЭ работает по направлениям внутреннего и внешнего обучения сотрудников, а также реализует отраслевые образовательные проекты технологической направленности. За период с 2017-2020 гг. было выполнено 9 проектов, нацеленных на развитие профессиональных компетенций специалистов наноиндустрии. Заказчиками проектов выступили Союз «Московская торгово-промышленная палата», АНО «Электронное образование для наноиндустрии», АО «НИИМЭ», АО «Научно-производственное предприятие «ПОЛЕТ».

Отдельным направлением Учебного Центра НИИМЭ является языковая подготовка. Знание технического английского языка открывает инженерам и разработчикам доступ к материалам научных исследований и специализированной литературе, определяет успех международной кооперации в области высоких технологий.

Фонд инфраструктурных и образовательных программ (fiop.site) – один из федеральных институтов развития, входит в Группу «РОСНАНО». Фонд первым в России начал работать в DeepTech секторе по венчуростроительной модели и создал с нуля 900 стартапов. Фонд придерживается экосистемного подхода при выходе в новые технологии и рынки. Он одновременно создает новые компании, проектирует опережающую сертификацию, нормативно-техническую поддержку, образовательные программы и популяризационные инструменты.