Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:

Новости

Лилиана Поликарпова: «Мы трансформируем базу знаний в образовательный контент»

29 сентября 2021 12:09

Количество просмотров: 1424

Развитие профессиональных навыков специалистов высокотехнологичной сферы немыслимо без получения непрерывного образования и постоянного обновления базы знаний и умений. Наибольшей эффективности в обучении сотрудников добились компании, которые создают собственные образовательные структуры – корпоративные университеты, учебные центры или сотрудничают с учебными заведениями для подготовки персонала «под себя».

В 2017 году на базе АО «НИИМЭ» был организован Учебный центр и получена лицензия на ведение образовательной деятельности. В настоящее время Учебный центр АО «НИИМЭ» под руководством Лилианы Владимировны Поликарповой, заместителя генерального директора по организационному развитию и управлению персоналом, реализует программы внутреннего и внешнего обучения, участвует в отраслевых образовательных проектах технической направленности.

Почему возникла необходимость в создании Учебного центра?

— Эффективное обучение и тренинг персонала являются ключевым звеном в реализации политики в области качества. Требования к квалификации персонала, установленные системой менеджмента качества и отраслевыми стандартами ОСТ В110998 и ОСТ В110999, являются обязательными при выполнении НИР и ОКР. Соответственно, при заключении госконтрактов НИИМЭ должен гарантировать наличие системы обучения персонала в компании. Это можно сделать только в том случае, если все обучающие мероприятия содержат записи по обучению, которые подтверждены документами об образовании. В соответствии с требованиями законодательства образовательная деятельность в РФ должна быть лицензирована. Обычно работодатели, которые хотят вести системную подготовку персонала, делают выбор между двумя вариантами — направлять сотрудников на обучение в сторонние организации либо создавать лицензированную образовательную структуру внутри компании. Собственный Учебный центр имеет ряд преимуществ перед сторонними образовательными организациями. Например, возможность экономить на внешнем обучении, создавать коммерческий и интеллектуальный потенциал за счет формирования базы знаний, разрабатывать образовательные программы с учетом специфики деятельности компании, системно развивать персонал и контролировать качество обучения.

Проанализировав все вышеуказанные факторы, руководство института приняло решение о создании образовательного подразделения в структуре компании. Задача Учебного центра — проводить обучение с выдачей документов установленного образца. Такими документами для наших слушателей являются удостоверение и диплом о переподготовке.

Расскажите подробнее о направлениях обучения, которые реализует Учебный центр.

— Наша образовательная экосистема состоит из двух направлений — внутреннее и внешнее обучение. Первое обучение рассчитано на сотрудников НИИМЭ, второе — оказание образовательных услуг сторонним организациям и слушателям. Внутреннее обучение предусматривает ряд направлений, которые мы осуществляем собственными силами. Оно делится на обязательное, техническое и каскадное. Обязательное обучение регламентировано нормативными документами и требует получения специальных разрешений от контролирующих организаций. Так, в обязательное обучение для сотрудников НИИМЭ входят курсы по освоению пожарно-технического минимума для различных категорий персонала, ГО и ЧС, охране труда и оказанию первой помощи. Есть нормативы и требования к обучению сотрудников по каждому из представленных направлений. Например, обучение ГО и ЧС проводится в соответствии с требованиями федерального законодатель ства. Законы 28-ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 регламентируют периодичность и содержание обучения. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547 «О подготовке  населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, описывает основные задачи и формы подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Наряду с обязательным мы активно развиваем пласт технического обучения. Подготовка к этому процессу началась с комплексной оценки потребностей сотрудников в обучении и выбора ключевых направлений подготовки. Мы провели исследование, в результате которого сформировали реестр учебных программ, которые нужны специалистам различных отделов и служб. Анализ этого реестра позволил выявить схожие потребности в обучении сотрудников и выделить общие тенденции для различных подразделений.

На следующем этапе мы подобрали авторов из числа сотрудников предприятия. Задача этих специалистов заключается в разработке внутренних курсов обучения. Те направления, по которым мы не нашли экспертов с соответствующими компетенциями, будут реализованы силами провайдеров.

Потребность в обучении на текущий момент составляет порядка 80 учебных программ. Перечень направлений постоянно расширяется, в процесс вовлекаются новые авторы и разработчики образовательных продуктов для внутреннего использования. Мы только приступили к реализации этого направления, но промежуточный результат уже показывает, что мы на верном пути. Более 80 сотрудников прошли обучение по программам технической подготовки в 2020-2021 году. В настоящее время запущены 15 специализированных курсов, мы планируем выпустить еще пять до конца года.

Какие образовательные продукты Учебный центр выводит на рынок?

— Те курсы, которые не содержат ноу-хау и коммерческой тайны, мы можем предлагать сторонним организациям и физлицам. Мы уже успешно провели обучение по процессам фотолитографии для Нижегородского НПО «ПОЛЕТ», специалисты АО «Экос-1» повысили квалификацию в рамках обучения методикам измерения параметров технологических сред, а сотрудники Южного федерального университета освоили курс «Независимая оценка квалификации специалистов нанотехнологического профиля». В августе этого года мы провели обучение сотрудников компаний «Остек-Интегра» и НПК «Технологический Центр» по теме «Чистые производственные помещения. Назначение и основы создания. Обслуживание и эксплуатация». Этот курс разработан специально для руководителей и специалистов  производственно-эксплуатационных служб в промышленности и включает в себя подготовку к сдаче профессионального экзамена по профстандарту «Специалист по проектированию и обслуживанию чистых производственных помещений для микро- и нано-электронных производств».

После прохождения обучения слушатели получают документы установленного образца, а успешная сдача профессионального экзамена дает им право на получение свидетельства о квалификации от Совета по профессиональным квалификациям в наноиндустрии. На сегодняшний день такое свидетельство является единственным подтверждением соответствия профессиональных знаний и умений соискателя требованиям профессионального стандарта.

Мы нацелены и дальше развивать связь обучения с независимой оценкой квалификации. Слушатель может пройти независимую оценку, выявить квалификационный дефицит и выбрать обучение, которое восполнит пробел в знаниях. Можно поступить иначе — сначала пройти обучение, а затем сдать профессиональный экзамен. В обоих случаях при успешном окончании учебы и сдаче экзамена учащийся не только получает документ об образовании установленного образца, но и подтверждает свой уровень квалификации.

Говоря о внешнем обучении, я не могу не упомянуть курсы языковой подготовки, которые сегодня проходят в рамках отдельного направления — языковой школы Prospect School. Наша школа стала ответом на проблему подготовки квалифицированных кадров для высокотехнологичных отраслей. Языковая подготовка, особенно курсы технического английского, нужны инженерам для посещения специализированных конференций и семинаров, переговоров, прохождения обеседования и работы в международных компаниях. В течение года на курсах языковой подготовки Prospect School проходят обучение порядка 100-120 человек.

В каких крупных отраслевых образовательных проектах участвовал Учебный центр?

— Партнерство с лидерами образовательного рынка России позволяет нам создавать качественные учебные материалы, отражающие высокую техническую экспертизу сотрудников НИИМЭ, развивать инновационный потенциал компании и внедрять новые подходы к обучению.

Мы особенно гордимся результатами своей работы в рамках образовательных проектов для наноиндустрии. Так, например, совместно с Фондом инфраструктурных и образовательная программа повышения квалификации «Системы радиочастотной идентификации (RFID) ближнего радиуса действия». При поддержке Корпорации развития «Зеленоград» в 2018 году мы подготовили цикл образовательных курсов в формате дистанционного обучения на тему «Инженерное дело, технологии и технические науки». Проект образовательных мастерских для сборщиков и разработчиков электронных систем на базе образовательного комплекса «Техноград», реализованный при поддержке Союза «Московская торгово-промышленная палата», получил высокую оценку слушателей и руководства образовательного комплекса.

Также мы успешно и постоянно сотрудничаем с Автономной некоммерческой организацией «Электронное образование для наноиндустрии» (АНО «еНано») по разработке образовательных программ для наноиндустрии. Совместными усилиями были разработаны образовательные материалы: «Технологии производства систем в корпусе», «Проектирование систем в корпусе», проведена онлайн лекция в рамках проекта «Открытый лекторий» по теме: «Формирование элементов микросхем или как Intel освоил 7 нм» для молодых специалистов, спикером которой выступил сотрудник отдела проектирования фотошаблонов АО «НИИМЭ».